Количество слов 1295

Количество слов 1295

Читайте также:
  1. II. Количество, качество, мораль
  2. Виды и количество муниципальных образований в России в 2005 г.
  3. Влияние вида занятий респондента на количество ошибок
  4. Влияние внешней торговли на количество денег и тем самым на цены
  5. Влияние производства и потребления денежных металлов на количество денег и тем самым на цены
  6. Влияние расплавки и чеканки монет на количество денег и тем самым на цены
  7. где Рроз.ус- установлена мощность розетки; Nроз — количество розеток; Кпоп.рез — расчетный коэффициент спроса

Постоянный адрес статьи http://www.library.bsu.by:2067/browse/doc/20459337

Виртуальная справочная служба библиотеки: содержательные и организационные аспекты функционирования

Author: Тамара Грищенко, Ирина Аврамова, Наталья Этенко

Тамара Грищенко, директор

Ирина Аврамова, заведующая научно-библиографическим отделом

Наталья Этенко, ученый секретарь

Библиотека Харьковского национального университета радиоэлектроники

В статье представлен опыт создания и работы виртуальной справочной службы библиотеки Харьковского национального университета радиоэлектроники (ХНУРЕ).

Само понятие «виртуальная справочная служба» (ВСС) и для читателей, и для сотрудников библиотек Украины новое. За рубежом ВСС появились уже более 10 лет назад и в последнее время становятся неотъемлемым элементом справочно-библиографического обслуживания многих зарубежных библиотек. Лидерами обслуживания ВСС сегодня являются библиотеки США. Их статистика свидетельствует, что число запросов в электронной форме уже превышает число запросов от читателей, лично посетивших библиотеку. В Украине о ВСС при библиотеках заговорили только в последние годы. С появлением новых информационных технологий в библиотечной практике наряду с традиционными формами обслуживания читателей активно внедряются новые услуги в режиме удаленного доступа, т. е. виртуальные. Создание и открытие библиографических справочных служб происходит по объективным причинам: увеличение массива информационных ресурсов и формирование новой пользовательской аудитории, испытывающей потребность в постоянном доступе к запрашиваемым документам. ВСС является информационным посредником и предоставляет в ответ на запрос пользователя готовую библиографическую, фактографическую или смешанную информацию в виде списков литературы и ссылок на Интернет-ресурсы. В современном информационном обществе распространение получили такие формы виртуальной справочной службы, как справки по е-почте, заполнение сетевых форм, чат-справки, видеоконференции и т. д. В Украине активно используются пока только первые две формы ВСС.

Несмотря на некоторые отличия в организационной специфике отдельных типов ВСС, существует ряд общих особенностей, присущих всем подобным службам: возможность обращения с запросом в ВСС в режиме удаленного доступа при наличии подключения к сети Интернет; наличие взаимодействия «пользователь-

стр. 25

посредник»; оперативность предоставления ответа на запросы пользователей; привлечение недоступных для пользователя информационных ресурсов в процессе выполнения запроса; обслуживание пользователей ВСС состоит из следующих этапов: прием запроса, поиск информации, предоставление ответа.

ВСС библиотеки ХНУРЭ была организована в сентябре 2007 г. Но опыт работы виртуального общения с удаленными пользователями в библиотеке уже имелся. В марте 2007 г. библиотека присоединилась к проекту Харьковской государственной научной библиотеки (ХГНБ) им. В. Г. Короленко «Виртуальная справочная служба библиотек г. Харькова». В этом проекте также принимают участие Центральная научная библиотека Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, библиотека Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», библиотека Харьковского экономико-правового университета и Харьковская городская специализированная музыкально-театральная библиотека им. К. С. Станиславского. Для библиотек г. Харькова ХГНБ им. В. Г. Короленко стала первой библиотекой, применившей ВСС при информационном обслуживании и базой практики для сотрудников библиотеки ХНУРЭ.

Благодаря приобретенному опыту и изучению материалов по организации виртуальных служб других библиотек, библиотека создала собственную ВСС. Ее цель — помочь читателю получить информацию по запросу в режиме удаленного доступа, привлечь новых пользователей, а также рекламировать ресурсы и услуги библиотеки. Разработкой системы ВСС занимались библиографы, работники служб методического обеспечения и технической поддержки библиотеки.

Загрузка…

Функционирование ВСС осуществляется через веб-сайт библиотеки (http://www.lib.kture.kharkov.ua/), главная страница которого включает информацию обо всех его разделах. Любой заинтересованный читатель без ограничения во времени может воспользоваться услугами справки: сделать запрос, ознакомиться с ее работой, с архивом выполненных справок. Но основная пользовательская аудитория ВСС — это, конечно, студенты, преподаватели и сотрудники ХНУРЭ.

Следует отметить, что статистика использования ВСС ведется в удобной форме, мониторинг и учет показателей осуществляется в автоматизированном режиме.

Для регламентации порядка функционирования ВСС были подготовлены положение «О виртуальной справочной службе» и «Правила пользования», включающие определение ВСС, категории пользователей, типы и тематику выполняемых запросов, условия и порядок их выполнения. Прежде чем сделать запрос, посетителю сайта рекомендуется ознакомиться с правилами работы ВСС и основными ограничениями.

Например: от одного пользователя принимается не более одного запроса в день; каждый запрос может содержать только один вопрос; не выполняются запросы, связанные с предоставлением информации коммерческого или развлекательного характера, готовых рефератов, курсовых, дипломных работ; не предоставляются отсканированные тексты, электронные копии документов.1

Кроме того, при отправке запроса в ВСС автоматически производится отсев рекламной информации за счет установки запрета на гиперссылки и блокирования имен пользователей, присылавших ненужную и некорректную информацию.

При создании ВСС библиотеки была использована простая сетевая форма, состоящая из нескольких полей. Чтобы сделать запрос в ВСС, достаточно заполнить определенное поле на странице службы, указав своё имя и сферу деятельности. Причём запрос можно отменить или сразу отправить, используя соответствующие функциональные клавиши. Запрос пользователя, введенный в поле формы, и ответ оператора сразу публикуются на сайте.

Достоинствами использования сетевой формы ВСС с публикацией на сайте является временной запас для качественного отбора информации и составления обстоятельного ответа, релевантного запросу. Поэтому количество запросов ограничено до 5 в день. Недостатком данной формы ВСС является отсутствие обратной связи в процессе формулирования или уточнения запроса. Оператору приходится выстраивать свою версию вопроса или делать заготовки.

Типы принимаемых запросов различные: адресные, тематические, фактографические и на уточнение элементов библиографического описания.

Операторами ВСС являются квалифицированные специалисты научно-библиографического отдела, но при необходимости привлекаются и сотрудники других подразделений, представители администрации, более компетентные в некоторых вопросах. Отметим, что ответы на запросы пользо-

1 Для осуществления этой услуги на сайте библиотеки работает служба ЭДД.

стр. 26

вателей службы не обезличены, а подписаны конкретным сотрудником, который выполняет запрос. Это налагает определенную ответственность на оператора за предоставление нужной информации.

Библиографы стараются выполнять справки как можно оперативнее и конкретнее, указывая, в каком отделе библиотеки читатель может получить рекомендуемый источник информации.

Фактографические, уточняющие и адресные справки выполняются в течение 1 рабочего дня. Самые сложные по выполнению — тематические справки, которые выполняются в течение 2 дней. В ответ на такие запросы предлагается библиографический список литературы по теме. Библиотека не ограничивает список литературы определенным количеством источников. Но учитывая опыт работы библиотеки, отметим, что количество предлагаемых источников не должно быть слишком большим, т. к. это рассеивает внимание пользователя. В библиотеке уже выработалась определенная схема ответа на тематический запрос. Вначале пользователю рекомендуется информация с сайта библиотеки (библиографические указатели, рекомендательные списки, виртуальные выставки и др.), затем предлагается список с библиографическими описаниями печатных изданий из фонда и полнотекстовых материалов из Электронной библиотеки ХНУРЭ и дополняются списки ссылками на электронные ресурсы сети Интернет.

Темы многократно повторяющихся запросов, которые библиотекари считают актуальными, и подборки литературы в справке становятся основой для создания отдельных рекомендательных списков или библиографических указателей.

Ресурсная база для выполнения запросов ВСС включает как справочно-библиографический аппарат библиотеки, так и онлайновые справочные материалы, базы данных глобальной сети.

В ВСС создан архив выполненных справок, который формируется с начала функционирования ВСС. В настоящее время он содержит около 500 справок. Для удобства пользования все справки в архиве сгруппированы по 10 штук постранично. Архив снабжен поисковой системой по четырём позициям: по номеру запроса; по автору запроса; по ключевому слову; по дате (в формате д/м/г).

Поисковая система формировалась постепенно, учитывая целевое назначение поиска. Например, когда пользователь делает запрос, ему автоматически присваивается порядковый номер запроса. Поэтому позже было введено поле для поиска по номеру запроса. Самый востребованный среди пользователей — поиск по ключевому слову. Он дает возможность читателю найти нужную информацию в архиве, не делая запроса. Но для того, чтобы данный поиск был результативным и конкретным, имеет смысл объемный архив оформлять в виде тематического рубрикатора с дополнительным сервисом «Поиск» по ключевому слову, как это сделано в службе «Виртуальный библиограф» Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Для более эффективного использования архива ВСС библиотеки по мере его наполнения он будет оформлен в виде тематического рубрикатора. Для сокращения поиска по архиву виртуальной справки на главной страничке ВСС представлены сведения о запросах за последнюю неделю.

Анализируя работу виртуальной справочной службы, необходимо отметить, что интенсивность запросов в ВСС еще невелика, но актуальность существования такой службы в библиотеке очевидна. Это очень удобный и оперативный способ получения информации для пользователей современных библиотек, активно использующих новые информационные технологии в своей практике. Следует также понимать, что ВСС — не противопоставление, а дополнение к реальному справочному обслуживанию в самой библиотеке. ВСС привлекает новых пользователей, делает рекламу библиотеке и ее профессионалам-сотрудникам. Созданная первичная модель ВСС не является постоянной. В зависимости от новых сетевых возможностей, увеличения ресурсов, развития технологий будут изменяться и формы данной службы.

Надеемся, что наш опыт работы с ВСС будет интересен коллегам при разработке и введении данного вида справочно-библиографического обслуживания читателей библиотеки.

стр. 27

постоянный адрес статьи : http://www.library.bsu.by:2067/browse/doc/20459337

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *