Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок — рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

— Что из запланированного осталось узнать?

— Как мы действовали?

— Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?

— Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?

— Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения. Рефлексивные таблицы:

«ЗА» «ПРОТИВ»
ВЫВОД:

Рис. 1. — Таблица «ЗА» — «ПРОТИВ»

КТО ЧТО КОГДА ГДЕ КАК

рис.2 — Таблица «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

«ИНСЕРТ» это приём используется при работе с текстом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *