Основные теории образования Древнерусского государства

Основные теории образования Древнерусского государства

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ
  2. I. Точка зрения классической теории.
  3. I.Основные положения
  4. II ступень общего среднего образования
  5. II. Основные задачи
  6. II. Основные принципы и правила служебного поведения
  7. II. Современное состояние развития образования

Норманнская теория Антинорманнская теория

Немецкие ученые Байер, Русские ученые М.Ломоносов

Шлецер, Миллер (XVIII в.), Б.А. Рыбаков (ХХ в.)

Аргументы: Аргументы:

1. Основатели Древнерусского го- 1. У восточных славян шел процесс сударства — норманны, которых разложения родового строя и славяне призвали в свои земли развития феодализма, склады-для управления ими. вания государственности до

прихода варягов.

2. Славяне не способны к созда- 2. Влияние скандинавов на обра-нию своей государственности. зование государства незначи­тельно.

3. Название «Русь» — скандинаве- 3- Название «Русь» имеет славянс­кого происхождения. кое происхождение.

170____________________________________________________________________ДЕБАТЫ

Вариант 1. (Использование дебатов как элемента урока)

Материал (сущность проблемы и содержание теорий) кратко излага­ется учителем или учениками, заранее получившими индивидуальные задания, а учащиеся записывают в рабочей тетрадиаргументы сторон­ников и оппонентов норманнской теории. Далее организуется работа с источниками с целью выявления поддержек (доказательств) к аргумен­там. Затем учащиеся делятся (произвольно или по желанию) на «сторон­ников» и «оппонентов» норманнской теории. «Сторонники» норманнс­кой теории представляют аргумент, подкрепленный источниками, а «оп­поненты» опровергают этот аргумент и приводят собственный и т.д. При­чем, после предъявления аргумента оппоненты могут задать 1-2 вопроса любому представителю противоположной теории. По окончании работы учитель организует подведение итогов: кто оказался более доказательным — «сторонники» или «оппоненты» норманнской теории? (Оценивается уме­ние работать с источниками, качество, уместность поддержек).

Вариант 2. (Использование дебатов как элемента урока)

Этот вариант рассчитан на самостоятельную работу учащихся с учеб­ными текстами, источниками с целью выявления аргументов в поддерж­ку норманнской и антинорманнской теории. Учащиеся формулируют и записывают в рабочей тетрадиаргументы и поддержки к ним. Затем го­товят четырехминутные речи (выступления) сторонника и оппонента нор­маннской теории. Выслушав речи 2-х учеников, учащиеся задают высту­павшим вопросы (по 2-3 вопроса), дают рецензию, а также корректиру­ют (под руководством учителя) формулировки аргументов.

Вопросы для контроля.В чем суть норманнской теории? Что в нор­маннской теории основано на действительных фактах? Какие аргументы опровергают ее?

Вариант 3. (Урок-игра)1

Урок предусматривает опережающее задание, предварительное зна­комство нескольких наиболее подготовленных учащихся с источниками, дополнительной литературой, домашнюю подготовку по теме игры. Во время урока организуется игра по теме: «Государственность на Русь была привнесена извне норманнами» или «Ведущая роль в образовании Древ­нерусского государства принадлежит варягам». Игра может быть ролевой,

1 Рекомендуемый регламент: первые спикеры — 4 минуты, вторые и третьи спикеры — 3 минуты, вопросы — 2 минуты, таймауты — 4 минуты.

КНИГА 2. Е.Г.КАЛИНКИНА. ДЕБАТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

то есть спикеры (по договоренности) могут называть себя представите­лями, сторонниками норманнской или антинорманнской теории1. Утвер­ждающая команда (их можно назвать сторонниками норманнской тео­рии) будет излагать норманнскую теорию, отрицающая команда (оппо­ненты норманнской теории) — антинорманнскую. Первые спикеры вво­дят все аргументы норманнской и антинорманнской теории (учащиеся записывают аргументы в рабочих тетрадях),вторые спикеры приводят доказательства аргументов, используя источники и дополнительную ли­тературу (учащиеся записывают поддержки в рабочую тетрадь). Третьи спикеры в своих выступлениях могут отразить современное состояние этой проблемы в исторической науке.

Учащиеся класса выявляют сильные и слабые стороны каждого из представленных подходов, делают вывод, какой из них кажется им более обоснованным. В конце урока учитель подводит итоги, по необходимос­ти расставляет акценты, делает заключение.

Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *